ФРЕЙД И ЛИТЕРАТУРА
В психоанализе есть только «слова, слова, слова», – говорит Фрейд, цитируя «Гамлета».
Литература занимала в его жизни совершенно особое место. Гомера, Шекспира и Гёте Фрейд начал читать с восьми лет. Когда Фрейд заканчивает гимназию, художественное сочинение Гёте «Природа» определяет его выбор профессии. Фрейд читает на древнегреческом и на латыни, на английском, итальянском, испанском, французском. И читать художественную литературу он не перестаёт даже тогда, когда всё его время, казалось бы, поглощает работа над книгами и статьями, подготовка к лекциям, работа с пациентами. В 1930 году Фрейд получает одну из самых почётных литературных наград в немецкоязычной литературе: премию имени Гёте, которая присуждается ему и за его заслуги как учёного, и за его писательское мастерство.
Образцы душевных процессов он, разумеется, находит у классиков: «Царь Эдип» Софокла становится для Фрейда сценарием отношений ребёнка к своим родителям. В письме своему другу Вильгельму Флиссу он пишет:
«Меня посетила одна очень важная идея. Я обнаружил любовь к матери и ревность к отцу и в моем собственном случае и теперь полагаю, что это универсальный феномен раннего детства … Если это действительно так, то удивительная власть царя Эдипа становится понятна … Каждый человек однажды бывал кем-то вроде Эдипа в своих фантазиях, но их несовместимость с реальностью заставляет всякого в ужасе отвергать такие мысли, со всей силой вытеснения, отделяющей период детства от остальной жизни».
Свою теорию вытеснения и возвращения вытесненного он обнаруживает в романе Вильгельма Йенсена «Градива». Э. Т. А. Гофман даёт Фрейду превосходную возможность разобраться в том, что такое «жуткое». А Ницше он и вовсе не решается брать в руки, полагая, что тот приходит к тем же выводам, что и психоанализ, только с совершенно другой стороны.
«Нет ничего удивительного в том, что в любой книге Фрейда ссылок на Шекспира и Шиллера, Гёте и Софокла несопоставимо больше, чем на труды психиатров, невропатологов, сексологов и физиологов. … Нет ничего удивительного и в том, что, переезжая из своего венского дома в дом лондонский в чёрные времена фашизма, он берёт с собой на новое место жительства не научную часть библиотеки, а всемирную литературу», – пишет создатель Музея сновидений Фрейда Виктор Мазин.
Влияние литературы на психоанализ – не одностороннее. Психоанализ важен для изучения литературы – так же, как он важен и для изучения других гуманитарных дисциплин. Фрейд, понимая важность своих открытий, отнюдь не собирался ограничивать применение психоанализа – который он называл третьей научной революцией – исключительно клинической работой. Психоанализ, по его словам, «может стать необходимым для всех наук, которые занимаются историей возникновения человеческой культуры и её великих институтов – искусства, религии и общественного устройства. Я думаю, что уже к настоящему времени он оказал этим наукам значительную помощь в решении их проблем, но это – всего лишь небольшой вклад по сравнению с тем, чего можно будет достичь, когда учёные, занимающиеся историей культуры, психологией религии, языковеды и т. д. научатся самостоятельно обращаться с предоставленным в их распоряжение новым средством исследования. Использование анализа для терапии неврозов является лишь одним из возможных его применений; быть может, будущее покажет, что оно не является самым важным. Во всяком случае было бы несправедливо ради одной области применения жертвовать всеми другими…»
Что почитать:
Софокл. Царь Эдип
И. В. фон Гёте. Природа
Э.Т.А. Гофман. Эликсиры Сатаны
В. Йенсен. Градива